ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МДОУ «Детский сад №210»
Учебный план учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562);
- Приказом Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" Уставом МДОУ «Детский сад № 210»;
- Примерной Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева);
Учебный план МДОУ «Детский сад № 210», является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на непрерывную образовательную деятельность. В структуре Учебного плана выделена инвариантная (обязательная) и вариативная часть. Обязательная часть Учебного плана обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы Учреждения и реализуется через непосредственно образовательную деятельность.
В обязательной части определен объем времени, отведенный на непрерывную непосредственно образовательную деятельность по образовательным областям, определенным в приказе Министерства образования РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Вариативная часть Учебного плана сформирована с учетом направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста и приоритетных направлений, предусмотренных Уставом Учреждения. Вариативная часть Учебного плана реализуется через дополнительные платные образовательные услуги, учитывает специфику национально –культурных, демографических и климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Часы занятий по дополнительному образованию входят в объем максимально допустимой нагрузки. Объем непрерывной непосредственной образовательной деятельности в течение недели определен в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений.
Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В учебный план включены пять основных областей: обеспечивающие познавательно развитие, речевое развитие, социально – коммуникативные развитие, художественно – эстетическое развитие, и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:
Познавательно –направление –«Познание» ,« Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Речевое – направление « Познание» ,« Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Социально – коммуникативное – «Безопасность», « Социализация», «Труд»;
Художественно – эстетическое – «Художественное творчество», «Здоровье»;
Физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с О.О. «Физическая культура», «Безопасность». «Познание», «Ознакомление с художественной литературой» и игровой деятельностью.
При проведении режимных моментов формируются культурно – гигиенические навыки и привычки. Начальные представления о здоровом образе жизни дети получают во время проведения физкультурных праздников и досугов, спортивных развлечений. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивается за счет сбалансированного режима пребывания в дошкольном учреждении.
Образовательная область «Безопасность» интегрируется в образовательные области «Физическая культура»,«Здоровье»,«Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Реализация задач по изучению данных образовательных областей в старшей и подготовительной к школе группах общеразвивающей и компенсирующей направленностей обеспечивается в процессе проведения познавательных занятий.
Содержание образовательной области «Социализация» интегрируется с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», «Труд», игровой деятельностью.
Образовательная область «Труд» интегрируется в различных видах деятельности.
Построение образовательного процесса на интегрированной основе обеспечивает решение следующих задач:
-Развитие самоценных форм активности ребенка. Позволяющих самостоятельно приобретать новый опыт взаимодействия с окружающим миром, проявлять себя творчески;
- Формирование основ самосознания и устойчивых ориентаций, гуманного отношения к окружающему миру. На основе приобщения его к общечеловеческим ценностям.
-Совершенствование форм сотрудничества. Способствующих формированию личностных качеств ребенка в разнообразных видах деятельности
Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В учебный план включены пять основных областей, обеспечивающие
1.познавательное развитие воспитанников;
2. речевое развитие;
3.социально – коммуникативные развитие;
4.художественно – эстетическое развитие;
5.физическое развитие детей.
При проведении режимных моментов формируются культурно – гигиенические навыки и привычки. Начальные представления о здоровом образе жизни дети получают во время проведения физкультурных праздников и досугов, спортивных развлечений. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивается за счет сбалансированного режима пребывания в дошкольном учреждении. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня. В теплое время года вся деятельность воспитанников осуществляется на игровой площадке, участке, во время прогулки.
Общая учебная нагрузка (количество занятий в неделю) инвариантной (обязательной) и вариативной частей плана по всем направлениям развития составляет:
группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)- 10 занятий;
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 10 занятий; старшая группа (от 5 до 6 лет) - 13 занятий;
подготовительная группа (от 6 до 7 лет) -14 занятий.
Продолжительность НОД для детей (СанПиН 2.4.1.3049-13 п.11.10) :
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) - 10 минут - в 1 половине дня максимально допустимый объем нагрузки 20 минут.
Средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20 минут - в 1 половине дня максимально допустимый объем нагрузки 40 минут; Старшая группа (от 5до 6 лет) - 25 минут- в 1 половине дня максимально допустимый объем нагрузки 45 минут, во 2 половине дня 25 минут.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) – 30 минут – в 1 половине дня
максимально допустимый объем нагрузки 60-90 минут, во 2 половине дня 30 минут.
В середине занятий проводится физкультминутка, перерыв между занятиями – не менее 10 минут. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводится коллективно, подгруппами, фронтально, индивидуально. Планируется коллективно - творческая деятельность, проектная и опытно – экспериментальная деятельность. Игровые занятия, требующие познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей указанные игровые занятия сочетаются с деятельностью эстетически-оздоровительного цикла.
Учебный план рассчитан с 01.09.2020г. по 28.05.2021 г., согласно расписанию непрерывной непосредственно образовательной деятельности . Расписание является приложением к учебному плану.
Режим работы МДОУ «Детский сад № 210» - пятидневная рабочая неделя с двумя выходными суббота, воскресенье. Общее количество образовательных недель для групп общеразвивающей направленности составляет 39 недель. Из них 5-6 недель - вариативные формы организации детской деятельности: период адаптации, период педагогического обследования (мониторинговые исследования, как одна из форм реализации программы). Проводимая система мониторинга не приводит к увеличению нагрузки на детей, т.к. осуществляется в процессе непрерывной непосредственно образовательной, игровой деятельности, повседневной жизни ребенка в детском саду, путем наблюдений и бесед.
При выборе методик образования предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития детей. Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с воспитанниками, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводится подгруппами, фронтально, индивидуально.
Планируется коллективно- творческая деятельность, проектная и опытно – экспериментальная деятельность. Занятия по дополнительному образованию проводятся во вторую половину дня для детей старшего возраста, не более 1 раза в неделю. Продолжительностью 15 – 20 мин.
В соответствии с учебным планом ДОУ непосредственно образовательная деятельность физкультурно - оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени реализуемой общеобразовательной программы. Игровые занятия, требующие познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей . Для профилактики утомления детей указанные игровые занятия сочетаются с деятельностью эстетически-оздоровительного цикла.
С 01.06. по 31.08 организуются летние каникулы, во время которых проводятся развлечения, праздники, экскурсии, занятия художественно – эстетического и оздоровительного цикла, а также увеличивается продолжительность прогулок.
Мониторинговые исследования воспитанников по образовательным областям и интегративным качествам проводится согласно годовому календарному учебному графику :
В начале учебного года – с 07.09.2020 г. по 18.09.2020 г.
Промежуточный – с 07.12.2020 г. по 11.12.2020г. (по показаниям)
В конце учебного года – с 10.05.2021 г. по 21.05.2021г.
В МДОУ – 4 группы общего развития, из них :
1) группа №1 – группа раннего возраста ( 2 -3 года);
2) группа №2 – старшая группа (5 - 6лет);
3) группа №3 – средняя группа (4 – 5 лет);
4) группа №4 –подготовительная группа (6 – 7 лет).
Учебный план МДОУ «Детский сад № 210 » является средством реализации базовых стратегических ориентиров образовательного учреждения; координирует содержание образования и планирования предметного наполнения; учитывает нагрузку детей; обеспечивает преемственность в обучении и воспитании; служит основанием для планирования соответствующего ему научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса для разработки учебных рабочих программ.
Учебный план 2020-2021
Учебный график 2020-2021
Тематическое планирование 2020-2021
|